Охлажденная продукция востребована, однако капризна в транспортировке и хранении. Когда нужно быстро доставить и сохранить ее первоначальную свежесть, счет идет на часы.
Промежуточным звеном между производством и магазином является распределительный центр, где нужно максимально быстро и без пересортицы организовать поставку в точки сбыта. Проблема может скрываться в том, что при неправильной организации процесса можно потерять драгоценные дни хранения на полках магазина, а когда до конца срока хранения остается 5-7 дней, то такую продукцию магазин просто не примет, ввиду нехватки времени на его продажу. Продукт придется списать, так что выгоднее не принимать вовсе. Производству приходится идти на всякие ухищрения в виде проставлении даты изготовления авансом на несколько дней вперед.
Управляющие магазина понимают, что это убытки в ближайшего будущего. Облегчить ситуацию и быстрее реализовать продукцию возможно благодаря придумыванию различных акций и других активностей, чтобы как можно быстрее ее продать.
Производители могут задаться вопросом: «А почему нельзя сделать так, чтобы можно было отгружать сколько нужно и при этом наращивая обороты производства?» Для этого потребуется оптимизировать процессы, но так, чтобы можно было обойтись без серьезных перестановок, аккуратно присоединившись к существующему процессу, дополняя его.
Стандартный процесс обработки «ультрафреш» продукции может выглядеть следующим образом: обработанная продукция попадает на конвейер, где наносятся стикеры, а после все размещается на паллетах. Далее требуется собрать микс-паллету и разместить ее в зоне хранения для последующей отгрузки по магазинам.
Если продукцию после конвейера отгружать в монопаллетах и сразу вести в РЦ для последующей комплектации, то возникает вопрос о ее наибыстрейшем наполнении. Здесь начинается процесс приемки, раскладывания по стеллажам паллетного хранения, создается так называемая «муда» (с японского, означающее «бесполезность»), так как дальше при комплектации заказа в магазин потребуется их спуск вниз. Теряется драгоценное время, приходится приостанавливать производство, чтобы избежать переполнения РЦ из-за несвоевременной отгрузки из него.
Как эта ситуация может быть рассмотрена под другим углом?
В распределительном центре (РЦ) можно применить принцип «Товар к человеку», когда вместо подъезжающих с товаром на штабелерах работников, нужный ассортимент сам доставляется без людей к точке комплектации. Для этого можно использовать автономные роботизированные платформы, приподнимающие и перевозящие в нужное время мобильные стеллажи прямо к сборщику на рабочую станцию.
Приемка выглядит как укладка паллеты на подъехавший мобильный стеллаж тем же штабеллером. Сотрудник сканирует штрих-код, робот отвозит этот стеллаж сразу в холодную зону хранения, выезжая из-под него и оставляя его там. После этого доставляет следующий пустой стеллаж. Роботов может быть несколько, в зависимости от количества стеллажей
Чем это отличается от обычных операций по перемещению паллет на верхние полки?
Сейчас выстраивается транспорт в соответствии с расписанием, либо используется большая зона приемки, чтобы в ней сформировывать и вывозить транспортные паллеты. Решаемая задача с помощью мобильных стеллажей — это экономия места в зоне приемки, например, это может быть размещенный на носителях и стеллажах товар, рассортированный по ним. Такие стеллажи умещаются на меньшей площади.
Плюсами роботизированного решения являются: сокращение персонала до четырех раз при сохранении той же производительности, сокращение до нуля перемещений операторов, так как они стоят на месте, а также более компактное размещение товаров в операционной зоне комплектации по сравнению с традиционными способами с использованием паллетных стеллажей. Если нужно занять всю высоту склада, то можно использовать мезонин.