Микро-фулфилмент — это развивающаяся модель фулфилмента, при которой онлайн-заказы выполняются на объекте, расположенном рядом с клиентом, а не в централизованном центре фулфилмента. Преимущества этой прогрессивной стратегии фулфилмента включают ускорение подборки и доставки заказов, а также снижение эксплуатационных расходов. Существует 3 основные категории микро-центров выполнения заказов (МЦВЗ), а именно: МЦВЗ на базе розничной торговли, МЦВЗ на базе распределительных центров (РЦ) и автономные микро-центры/МЦВЗ в темных магазинах.
В настоящее время наблюдается взрывной рост рынка автоматизации МЦВЗ – согласно прогнозам, в 2025 г. его объем превысит 4,5 млрд. долл. по сравнению со 122 млн. долл. в 2020 г., а совокупные среднегодовые темпы роста составят 104%.
По факту, лидирующие позиции по-прежнему занимают МЦВЗ на базе розничной торговли, и их рост в основном стимулируют ритейлеры, особенно торговцы продуктовыми товарами, располагающие крупными объектами недвижимости. Вместо того, чтобы инвестировать в дополнительные помещения, эти ритейлеры, как правило, используют имеющиеся в их распоряжении торговые площади для развертывания МЦВЗ, что особенно заметно в США, где размеры розничных магазинов, как правило, заметно превышают аналогичные показатели в Европе и Азии.
Такие торговцы продуктами питания, по всей вероятности, нацелены на расширение стратегии МЦВЗ за счет их создания на автономных объектах. Поскольку продавцы товаров смешанного ассортимента, как правило, располагают меньшими торговыми площадями, чем продавцы продуктовых товаров, то вполне вероятно, что на долю МЦВЗ в темных магазинах и на базе РЦ будет приходиться большая доля рынка МЦВЗ смешанного ассортимента.
С другой стороны, сервисные МЦВЗ, когда розничный торговец сдает в аренду часть мультиклиентского МЦВЗ, очень удобны для небольших ритейлеров с меньшим уровнем капитализации. Торговцы товарами смешанного ассортимента и одеждой с меньшими объемами продаж, вероятно, будут основными пользователями мультиклиентских МЦВЗ. Также существует вероятность того, что провайдеры 3PL услуг, такие как DHL и FedEx, будут создавать сеть сервисных МЦВЗ для оперативного выполнения заказов в городских агломерациях.
Какая стратегия фулфилмента работает лучше всего?
Хотя в некоторых случаях выполнение заказов вручную может быть наиболее эффективным способом обработки небольших объемов заказов, наступает момент, когда повышение эффективности и скорости подборки в автоматизированном центре фулфилмента окупает капитальные вложения.
Как только объемы продаж смогут окупить инвестиции в автоматизацию, ритейлеру нужно будет принять решение о дальнейшем инвестировании в централизованную модель выполнения заказов или в микро-фулфилмент. Вот 4 фактора, которые следует принять во внимание при выборе наилучшей стратегии фулфилмента для вашего бизнеса.
1. Ожидаемый срок доставки
При сценариях, где предпочтение отдается доставке в тот же день, зачастую наиболее эффективна организация подборки заказов с максимальным приближением к клиенту. В тех случаях, когда нормой является доставка в течение одного или двух дней, выгодным может оказаться использование преимуществ повышения эффективности при централизованной модели фулфилмента, например, в темном магазине, если объемы заказов незначительны.
2. Дальность доставки
Централизованная модель фулфилмента может стать очень затратной, если дальность доставки слишком велика. Вот почему централизованная модель хорошо работает в таких местах, как Великобритания, с большей плотностью населения, в то время как в США, с меньшей плотностью населения, эффективность централизованной модели, как правило, не так очевидна.